Сергей Иванович
Сиротин
Биография
Сергей Иванович родился 6 марта 1941 г. в г. Свердловске (ныне Екатеринбург).
В 1959 г. закончил по классу фортепиано Свердловскую среднюю специальную музыкальную школу (1959 г., преп. Д. Л. Сальникова, Н. А. Спасская) и Уральскую государственную консерваторию имени М. П. Мусоргского (1964 г., класс М. Г. Богомаз).
Работал преподавателем специального фортепиано и теоретических дисциплин в музыкальных училищах г. Томска (1964-66 гг.) и г. Нижнего Тагила (1966-71 гг.).
В 1971 г. вторично закончил Уральскую государственную консерваторию по классу композиции под руководством проф. Б. Д. Гибалина. С 1971 по 1977 г. преподавал на кафедре теории музыки Уральской государственной консерватории.
С 1974 г. — член Союза композиторов СССР
Работал ответственным секретарём Уральского отделения Союза композиторов России (1977-82 гг.), зам. начальника Управления культуры Свердловского облисполкома (1982-84 гг.), художественным руководителем Уральского народного хора (1984-87 гг.), зав. музыкальной частью Свердловского академического театра драмы (1987-2001).
С 2007 г. – профессор кафедры музыкально-компьютерных технологий Российского государственного профессионально-педагогического университета.
Заслуженный деятель искусств РФ (1996), доцент (2009), Лауреат Всероссийских конкурсов песни (1980 и 2003).
Композитор работал в разных жанрах. Его симфоническая сюита «Хороводы» (1971) исполнялась оркестрами Свердловска-Екатеринбурга, Владивостока, Новосибирска. В учебном репертуаре музыкальных училищ и консерватории утвердился Концерт для флейты с оркестром (1974). Хоровой цикл «Край любимый» на стихи С. Есенина (1978) вошел в репертуар Русской хоровой капеллы им. Юрлова, Магнитогорской хоровой капеллы, записан на пластинку Пермским камерным хором.
В Свердловском академическом театре музыкальной комедии (1984), а затем в Нижнетагильском драмтеатре (1994) с успехом шла его оперетта «Царица и велосипед» на сюжет, связанный с историей Урала. Музыкальная сказка «Василиса Прекрасная» была поставлена на сценах Краснодарского (1997) и Омского (2005) музыкальных театров. В 2007 году Свердловский театр муз. комедии выпустил спектакль «Влюблённые
обманщики» на музыку оперы Гайдна «Аптекарь», партитура которой была полностью переаранжирована С. И. Сиротиным.
Его сочинения для оркестра народных инструментов исполняются Уральским государственным оркестром русских народных инструментов, Академическим народным оркестром им. Н. П. Осипова. Авторские пьесы и транскрипции С. И. Сиротина для камерного оркестра в интерпретации оркестров «BACH», «Arcetto» (Екатеринбург) и «La Primavera» (Казань) неоднократно звучали в гастрольных концертах этих коллективов по России и за рубежом (Англия, Италия, Швейцария, Корея), записаны на компакт-диски оркестром «La Primavera» (2006).
С. И. Сиротин неоднократно выступал в концертах в качестве пианиста-концертмейстера. Вместе с артисткой Театра музыкальной комедии Э. Прийменко и виолончелистом В. Храмцовым им были подготовлены концертные программы из авторских сочинений и обработок. Программа «Очарование старого романса» многократно звучала во многих городах Свердловской области и в Большом зале Свердловской филармонии (2007).
В последние годы С. И. Сиротин по заказу Уральского филармонического оркестра выполнил ряд крупных аранжировочных работ, которые были исполнены симфоническими оркестрами Казани, Самары, Ижевска и Челябинска. Его сюита «Путешествие по Азии» вошла в культурную программу саммита ШОС в Екатеринбурге (2009).
В мае 2011 г. композитор стал лауреатом Всероссийского телевизионного конкурса (TV-культура) «Романс-XXI век», а в мае 2014 г. – лауреатом Всероссийского конкурса «Хоровая лаборатория».
Я родился в Свердловске
«Я родился в Свердловске накануне войны. Свой город помню ещё одно-двухэтажным и, по преимуществу, деревянным, когда деревянными были дома, трамваи и плотина городского пруда, а теперешняя улица Щорса называлась Четвёртая Загородная.
Моя старшая сестра Нина училась в консерватории, и к нам в дом часто приходили её друзья — однокурсники. Они пили чай, спорили, музицировали, веселились и с большим удовольствием вовлекали в свои игры и меня. Я был невероятно тощий с оттопыренными ушами шестилетний ребёнок, с патологической застенчивостью и бледным лицом.
Любимым развлечением взрослых было закрыть меня в другой комнате, потом они бежали к пианино и по очереди садились на клавиатуру. А я должен был угадывать диапазон каждого деликатного места, которое торжественно издавало невероятные звуки несчастного инструмента. С математической точностью я угадывал размеры всех (деликатных мест) веселившейся молодёжи! Удивлению и ликованию не было предела!
Так моя сестра обнаружила у меня абсолютный слух и, взяв за ручку, отвела в подготовительный класс специальной музыкальной школы. Тогда она была на углу Ленина и Сакко-Ванцетти. С тех пор музыка стала моей судьбой.»
Я вовсе не стремился...
«Я вовсе не стремился быть музыкантом, хотя учился в консерватории. Я был в душе технарем и хотел стать инженером. Но уже заканчивая последний курс Уральской консерватории по классу фортепиано, на госэкзамене, я сыграл небольшое произведение собственного сочинения. Председателем комиссии был Дмитрий Дмитриевич Шостакович. В перерыве он подошел ко мне и сказал: «Молодой человек, Вы должны сочинять. Поступайте на отделение композиции». Окрыленный словами мастера, я так и сделал. Да, это была судьба. Так я стал композитором.»